Зрадницький відпочинок

Українці знову їдуть відпочивати в Крим, не усвідомлюючи, що таким чином вони певним чином «легалізують» анексію півострова. Чим приваблює їх окупований Крим і чому це явище не стало масовим? (Подаємо передрук статті мовою оригіналу)

 

***

«Не поеду. Но меня туда тянет». Вадим Нирець, предприниматель из Белой Церкви, может, и рискнул бы махнуть с семьёй в Крым, но, говорит, я же был в зоне АТО, а вдруг возьмут прямо на «границе» и упекут за решетку? В 2014 году Вадим испытал на себе всю жесть войны – наступление, окружение под Краснодоном, обстрелы «Градов», ел заплесневелый хлеб и пил воду из лужи, чудом выжил, приобрёл стойкую идиосинкразию к военному и политическому «начальству», но не утратил мощного патриотического стержня. Даже гипотетические мечтания об отдыхе в Крыму из уст такого человека звучат шокирующе. Что уж говорить о простом обывателе, который лето-2014 провёл на шезлонге в аквапарке?!
В первые годы после аннексии мало украинцев решались ехать на оккупированный полуостров – дорога от Головановска до Армянска поражала непривычной трагичной безлюдностью. «В 2015 году одну мою знакомую, торгового агента, уволили с работы за то, что провела отпуск на Тарханкуте. А сегодня я всё чаще слышу от приятелей, что они собираются в Крым. Наверное, у людей упала какая-то заградительная планка», - размышляет Вадим Нирець.
Грустную тенденцию подтверждает и статистика Государственной пограничной службы Украины: в июле-августе 2016-2017 гг. количество пересечений административной границы с оккупированным Крымом возрастало в 4-5 раз по сравнению с «несезонными» месяцами. Так, в августе минувшего года, по данным Госпогранслужбы, через все три КПВВ (Каланчак, Чонгар и Чаплынка) прошли 260 тыс. граждан Украины – приблизительно столько же, сколько за январь-апрель 2018 года (295 тыс.).
Данными Госпогранслужбы нужно оперировать крайне осторожно, предостерегает Ильми Умеров, бывший узник Кремля, освобождённый минувшей осенью благодаря посредничеству президента Турции: «Большинство людей из материковой Украины едут в Крым навестить родственников или проведать друзей, а заодно и на море отдохнуть, у тысяч людей там остались дачи, недвижимость, студенты возвращаются домой к родителям… Трудно дифференцировать, кто среди этих людей «ватник» или патриот Украины. Однако все граждане Украины, пересекающие КПВВ, попадают в «статистику» отдыхающих».
Действительно, украинские пограничники фиксируют лишь факт въезда-выезда, а не цель визита. Несложно предположить, что если бы такой вопрос был поставлен, большинство отдыхающих охотно бы соврали, на всякий случай, что едут не на море, а к тёще на чебуреки.
Сложно исчислить неисчислимое. Впрочем, если применить к этим данным непозволительно грубую математику и предположить, что каждый третий, прошедший КПВВ в августе-2017, – именно праздный отдыхающий, то выйдем на цифру приблизительно в 85 тыс. человек в месяц. Целый город, соразмерный Умани или Мукачево!
«Все мы понимаем, почему в последние годы возросло количество пересечений админграницы в августе, - признаёт министр по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Вадим Черныш. - Но государство не может указывать людям, куда им ехать отдыхать. Это проблема общественного сознания. Само общество должно быть нетерпимо к таким поступкам». Министр вспоминает, какая сильная общественная кампания против покупки российских товаров была в 2014 году, и считает, что подобного масштаба общественное явление могло бы оказать моральное давление на тех украинцев, которые выбирают местом отдыха Крым.
«Это аморально - отдыхать на территории, оккупированной врагом, и поддерживать ее экономически», - считает Ильми Умеров. Украинцы не понимают, что такими поездками они якобы дают согласие на отторжение Крыма, легализируют аннексию.


Почему всё-таки Крым?
В любом случае, украинский туризм в Крым нельзя назвать массовым, он несравним с дооккупационным периодом, когда, согласно данным Министерства туризма АРК за 2013 год, солнечный полуостров принял 5,8 млн. отдыхающих, из которых 4,3 млн. – граждане Украины.
Но почему украинцы, пусть и не массово, снова едут на отдых в Крым? В ответе на этот вопрос скрыт целый клубок мотиваций и причин, главная из которых – уже названная беспринципность, которую её носители ничтоже сумяшеся называют «аполитичностью». Гибридная война диктует и гибридное поведение.
«Я за Украину, но в целом я аполитична», - декларирует домохозяйка из Киева Наталья Архипенко. Три лета подряд она отдыхала в Алуште и вот снова пакует чемоданы – в Крым. Из телевизора на неё смотрит умирающий Сенцов. «Хочу сына свозить на море, - неубедительно оправдывается Наталья. – Для меня лето – это неизменно Крым, ещё с детства, наша семья постоянно проводила отпуск на ЮБК. Я так привыкла».
И вот она, вторая причина, почему граждане Украины, презрев все барьеры, кроме языкового, выбирают Крым, - привычка. Для зрелого покления и для их детей, кому сейчас по 25-30 лет, поездка летом в Крым – семейная традиция, саму аббревиатуру ЮБК они произносят с тягучим наслаждением, эту аббревиатуру, манящую, как лёгкие девичьи одежды. Отдых в Крыму – коллективная привычка, до сих пор вызывающая подсознательную зависимость, подобную фантомной боли.
«Вконце-концов, в Крыму дешевле отдыхать, чем в Затоке, там чище, аккуратнее, улучшился сервис, - признаёт Наталья. – А море какое!».
И вот ещё одна причина, привлекающая «аполитичных» украинцев на полуостров, – качество моря, природные красоты, немного лучший сервис и лучшую инфраструктуру они находят за те же, а то и меньшие деньги по сравнению с Причерноморьем материковой Украины. В так называемый высокий сезон цены на жильё на курортах Одесской, Николаевской, Херсонской областей за последний год выросли в среднем на 25%, тогда как сервис остался неизменно низкого качества. Сегодня даже в самых неухоженных городках и сёлах Причерноморья – к примеру, в Лебедевке, Лазурном, Очакове – цены на неприглядную комнатёнку в частном секторе стартуют от 170 грн. с одного человека. На более привлекательных крымских курортах - Коктебеле, Феодосии, Судаке – можно забронировать нормальную комнату эконом-класса за 400 рублей (т.е. приблизительно 150 грн.) с человека. Зато значительно дороже продукты.
«Обидно, что Украина не делала в Крыму то, что делает Россия. Много дорог построили и отремонтировали, слегка упорядочили стихийную торговлю «с асфальта», начали больше контролировать арендодателей жилья у моря. Теперь бабушки стали ремонтировать свои курятники, которые раньше втюхивали отдыхающим, - слишком большая конкуренция среди тех, кто предлагает жилье», - рассказывает Виктор, собственник маленькой строительной фирмы в Евпатории. Он поменял Киев на город у моря еще в 2011 году, а после захвата Крыма не решился возвращаться в столицу.
Безусловно, государство не вправе повлиять на индивидуальный выбор своих граждан, но за четыре года войны оно могло предпринять ряд политик и шагов для того, чтобы мотивировать украинцев отдыхать на «материковом» Черноморье, считает Юлия Тищенко, аналитик Украинского независимого центра политических исследований, более 20 лет специализирующаяся на крымской проблематике. «Создать условия для привлечения инвестиций, мотивировать к созданию инвестпроектов органы местного самоуправления приморских районов, развивать инфраструктуру, - всё это в компетенции не частного бизнеса, а государства, - говорит эксперт. - Дороги в Одесской и Херсонской областях в ужасном состоянии, а трасса Одесса-Рени, о которой так много говорили, остаётся метафорой бездеятельности».


Турпоездки. Несколько оттенков серого
«Если хотите выехать в пятницу, то желательно забронировать место хотя бы за 3-4 дня. Сейчас много желающих в Крым», - советует «на том конце» мобильного пространства девушка-оператор компании «Днепр – море», занимающейся перевозками пассажиров. Сайт компании, офис которой расположен в Днепре, пестрит разнообразными «крымскими» предложениями – трансфер до мест «дикого» отдыха, в любую точку полуострова и даже «трансфер на конференции, сборы и другие мероприятия, для поиска недвижимости». На провокационный вопрос об организации отдыха и жилья девушка отчеканивает: нет-нет, жильё вы там находите сами. Впрочем, под конец разговора многозначительно рекомендует спросить у водителя: «Может, он вам какие-то варианты подскажет на месте».
На сайтах некоторых украинских компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками в Крым, можно найти сопутствующие предложения помочь в поиске жилья и организации отдыха на море.
«Фирмы, о которых вы говорите, заявляют, что только привозят людей к месту отдыха, а проверить, ведут ли они еще какой-либо бизнес, на оккупированной территории не представляется возможным», - объясняет заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Юсуф Куркчи.
Забронировать отдых в Крыму «под ключ» в этом году фактически невозможно. Все серьёзные туроператоры, работающие с европейскими партнёрами, давно отказались от организации туров на аннескированный полуостров – в немалой степени их мотивировали к этому экономические санкции ЕС против России, которые охватывают и сектор туризма. После того, как в прошлом году, по решению СНБО, Украина присоединилась к пролонгированным Евросоюзом санкциям, прекратили работу в Крыму и меньшие туристические агентства. «Это на нашем сайте висит устаревшая информация, мы теперь не возим экскурсии в Крым», - «открещиваются» в николаевском агентстве «Планета путешествий».
В сети еще можно отыскать несколько маргинальных фирм, паразитирующих на организации отдыха в Крыму, к примеру «Чатырдаг», «Крым-отдых», ФОПы предлагают такие услуги через ОЛХ. «Скорее всего, это фирмы-«однодневки», не существующие по зарегистрированному адресу», - объясняет заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Юсуф Куркчи.
Даже отдельные европейские компании умудряются обходить санкции. Впрочем, в туристическом сегменте их крайне мало. «Санкции ЕС действенны. К примеру, голландская компания booking.com, которая до сих пор игнорировали санкции, в прошлом месяце заблокировала туристические предложения из Крыма, и теперь забронировать отель в Крыму через этот популярный ресурс невозможно», - говорит Юлия Тищенко.


«Ответка» государства
Железнодорожное и авиационное сообщение материка с украденным полуостровом прекращено еще в 2015-2016 году, поэтому автотранспорт – единственный способ добраться в Крым. Ежегодно админграницу пересекает приблизительно 2,5 млн. людей (в 2017 году, по данным Госпогранслужбы, - 2,513 млн.), каждый третий – не на личном транспорте, а стоимость билета в один конец из Киева, Львова или Днепра практически одинаковая - в пределах 900-1000 грн. Пассажирские перевозки в Крым – огромный бизнес, большая часть которого пребывает в тени. Обороты нелегальных перевозок в Крым приближаются к 100 млн. долларов в год, констатирует Юсуф Куркчи.
Правительство планирует прекратить этот беспредел. «Рабочая группа, в состав которой вошли представители нашего министерства, Министерства инфраструктуры и Херсонской ОГА, разработала рабочий эскиз проекта по обустройству КПВВ, их режимных и сервисных зон, а также автостанций», - делится планами господин Куркчи. Сегодня все перевозчики, работающие на крымском направлении, по сути, нелегальны, говорит замминистра, ведь они не проходили тендерных процедур, не имеют четко фиксированной автостанции, с которой забирают и куда доставляют пассажиров. Согласно замыслу, с появлением на КПВВ автостанций Мининфраструктуры разработает маршруты и объявит тендер среди претендентов работать на «крымском» направлении. «Если удасться воплотить этот план, нелегальные «маршрутки» в Крым окажутся вне закона, - говорит Юсуф Куркчи. – Вместе с тем исчезнет и поле деятельности для фирм-однодневок, которые во вред своему государству торгуют отдыхом в Крыму». По его словам, деньги – а это 106 млн. гривен – уже выделены из Резервного фонда, что свидетельствует о приоритетности пробемы. Как правило, средства, выделенные из этого фонда, должны быть освоены в течение бюджетного года, а следовательно, обустройство КПВВ и автостанций на админгранице с Крымом должно начаться еще до конца нынешнего года.
«Разрабатывая проект, мы ставили задачу, чтоб не было капитальных построек. Это будут автостанции ІІ категории, приличные, современного дизайна, но построенные не на века, - отмечает Юсуф Куркчи. – Ведь когда-то, надеюсь, в не очень далёком будущем, Крым будет освобождён».


Елена Зварыч («Фокус», 15.08.2018)

Назад до переліку матеріалів