Гранично віддалені. Як Україна вирішує правові та адміністративні проблеми кримчан (рос.)


Граждане с двумя паспортами


Василий Полевой совал в руки украинскому пограничнику документы, дождь падал на лицо и на бумаги, и Василий с ужасом думал: а вдруг не пропустят, ведь в циркулярах не сказано, можно ли перевозить через КПВВ покойников? Житель Симферополя Василий Полевой, бывший собкор одного из киевских изданий, вёз на Черкасчину хоронить тёщу. Ещё в 2014-ом тёща заявила, что ни живой, ни мёртвой под оккупантом быть не желает. И вот теперь Василий нервно наблюдал, как пограничники осматривают оцинкованный гроб. Слава Богу, пропустили….
Пересекать административную границу между Крымом и «материковой» Украиной сложно и мёртвым, и живым. Все три КПВВ (Каланчак, Чонгар, Чаплынка) возникли как сооружения временные со всеми исходящими нюансами: это переоснащенные металлические вагончики в степи, где нет помещений, в которых путник может укрыться в ненастье, нет медпункта, воды и даже бесплатного туалета. Да, места общего пользования здесь построили расторопные местные бизнесмены. А чтобы помыть руки, пограничники привозят с собой воду в бутлях.
Контрольные пункты на админгранице – лицо Родины – скорее напоминает гримасу.
А ведь для крымчан Украина остается Родиной в самом прямом, юридическом смысле. Коварно аннексировав полуостров, Россия забрала не только территорию, но и живущих там людей. Как при крепостном праве – присвоила землю вместе с крепостными. Всех двух с лишним миллионов крымчан РФ принудительно перевела в российское гражданство. В апреле 2014 года Верховная Рада проголосовала закон, согласно которому Украина не признаёт такое решение РФ и считает всех крымчан своими гражданами.
«Конечно, в таких условиях наша страна имеет очень ограниченный инструментарий для защиты своих граждан. Украина может предоставлять ряд административных, социальных, образовательных услуг крымчанам: паспортизация, социальные выплаты, льготы при поступлении в вузы, выдача свидетельств актов гражданского состояния, водительских прав, доверенностей, завещаний и пр. нотариальных услуг», - объясняет аналитик Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко. По мнению Тищенко, в этом направлении Украина сделала гораздо меньше, чем может.
Некоторые правила пересечения админграницы кажутся анекдотичными. К примеру, согласно правительственному постановлению №1035 от 2015 года, можно перевозить 1 кг вареной колбасы, но почему-то нельзя – копченую. Относительно непродовольственных товаров действуют архаичные таможенные нормы, поэтому крымчанам разрешено везти на «континент» бесполезный антикварат - пишущую машинку и пейджер, но запрещено – микроволновку или холодильник. Правозащитники годами требуют внести коррективы в эти документы.


Услуги Родины


Среди крымчан спрос на админуслуги немалый. В Государственной миграционной службе подсчитали, что с начала оккупации до июля 2018 года за админуслугами обратились около 110 тысяч жителей Крыма, из них 80949 - в соответствующие органы ближайше к полуострову Херсонской области.
Наиболее востребованная услуга – выдача или обмен загранпаспорта. Только на Херсонщине загранпаспорта получили 55392 крымчан, причем большая половина – в последние полтора года, после того, как Украина получила безвиз со странами ЕС. Полюбить родину многих заставило понимание того, что с российским загранпаспортом они могут столкнуться с проблемами на границе, ведь Евросоюз и цивилизованный мир не признали аннексии Крыма. Далее в шкале популярных услуг следуют вклеивание фотокарточки при достижении 25-ти или 45-летнего возраста (13888 обращений), выдача ID-карты (4504 заявления).
Значительно меньше желающих зарегистрировать на материке брак. Минюст решил упростить правила для желающих связать себя брачными узами и в конце 2017 года запустил пилотный проект «Брак за сутки» - в Геническе и Новой Каховке крымчане могут регистрировать браки без 30-дневного «испытательного» срока. Как только первая пара молодоженов дала клятву Гименею по упрощенной процедуре, пиарщики областного управления юстиции выложили фото крымских молодоженов в Фейсбук. Новоиспеченная семья поплатилась гонениями в крымских СМИ.
Простые бюрократические процедуры забирают у жителей полуострова намного больше времени и средств, чем в соотечественников «на материке». Ведь все государственные сервисы удалены от админграницы на 50, 100 и более километров.
Василий Полевой объясняет для Фокуса сложности логистики: дорога от Симферополя до Херсона с учётом задержки на КПВВ может занять 4-5 часов, плюс процедура подачи документов и время на обратный путь. «Чтобы подать документы, а потом получить загранпаспорта в руки, мы с сыном «убили» два дня. Молчу уже о том, что паспорта нам делали почти четыре месяца», - сетует крымчанин.
По его словам, в регионе действует целое «содружество» нелегальных посредников, предлагающих помощь в получении админуслуг. «Моя знакомая прибегла к их услугам, когда нужно было по достижении 45-летнего возраста вклеить фотографию в паспорт. Заплатила 6000 рублей (около 2500 грн.), и ей принесли документ прямо домой. Дорого, зато удобно», - признаёт Полевой.
Отдалённость государственных сервисов от админграницы делает их дороже и создаёт множество коррупционных рисков, об этом знают все – и в правительстве, и в экспертной среде, констатирует Юлия Тищенко. Эксперты убеждены: несложно разорвать порочный круг, расположив все сервисы прямо на КПВВ. Для этого нужны воля и немного денег.


Новые КПВВ: мечты и саботаж


В минувшем году на заседании правительства было принято решение о обустройстве новых комплексов на двух КПВВ, через которые идет основной трафик, – «Чонгар» и «Каланчак». Согласно техническому заданию, на КПВВ будут работать Центры предоставления админуслуг (ЦПАУ) на 10 мест, небольшие отделения госбанков, медпункт и автовокзал, будут обустроены зона отдыха, комната матери и ребенка, транспортная площадка.
В июле на этот проект правительство выделило 106 млн. грн. из Резервного фонда. Но Министерство инфраструктуры до конца года деньги так и не освоило, за исключением 2 млн. гривен, которые получило госпредприятие «Укринтеравтосервис» за разработку проектной документации.
Согласно Бюджетному кодексу, из Резервного фонда деньги могут быть выделены под конкретную цель только единожды. «Таким образом, реализация критически важного проекта откладывается на неопределённый период. Печально, ведь создание современных, удобных КПВВ, где люди могут получить максимум административных услуг, продемонстрировало бы отношение государства к своим крымским гражданам», - отмечает в беседе с Фокусом заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПО Юсуф Куркчи.
То, что строительство КПВВ отложено в долгий ящик, Тамила Ташева, руководитель общественной организации «Крым SOS», называет не иначе как саботажем Мининфраструктуры и местных органов власти.
Фокус обратился в Мининфраструктуры, но в пресс-службе ведомства нам пообещали дать ответ… только через месяц.
Не последнюю роль в истории с КПВВ играют местные органы власти. Так, до сих пор не выделены все необходимые земельные участки для строительства. «Начальство прилегающих к админгранице районов, а также руководство области крайне не заинтересовано в реализации проекта, потому что он предусматривает строительство автостанций и открытие регулярных рейсов от КПВВ до городов Херсонщины и далее, вглубь страны. За пять лет государство не создало альтернативы частным автоперевозкам от админграницы, и этим прибыльным делом занимается местный бизнес. рассказывает Эскандер Бериев из «Крым SOS». Очевидно, местные руководители лично заинтересованы в процветании бизнеса таксистов».
«Транспортный узел» может разрубить Киев, но несмотря на то, что о проблеме говорят годами, ничего не сделано. «Не запущено ни одного легального автобусного рейса от админграницы до Геническа и Херсона, хотя этот вопрос я неоднократно поднимал перед руководством районных и областной государственных администраций, Укртрансбезопасности, Министерства инфраструктуры, - возмущен бывший постпред Президента по Крыму Борис Бабин. – Часть проблемы можно решить, пустив прямой пассажирский поезд или группу вагонов до железнодорожной станции Вадим, расположенной неподалеку КПВВ «Каланчак». Но позиция Укрзализницы заключалась в том что это якобы нерентабельно».
Государство теряет деньги, которые с его попустительства оседают в карманах частных перевозчиков. Эксперты подсчитали: учитывая, что по данным Госпогранслужбы, ежегодно границу пересекают 2-2,5 млн. пассажиров, речь идёт о сумме прибилизительно в 100 млн долларов.


Крым возвратится, но каким?


«Проблема не только в том, что у нас нет Стратегии деоккупации Крыма в виде единого целостного документа. Проблема в том, что набор правильных политик и шагов государства на многих направлениях не приводит к четким, консолидированным решениям. И это, к сожалению, очень контрастирует с жесткой, продуманной политикой Кремля на аннексированной территории, - заключает Юлия Тищенко из УНЦПИ. – Объективно у Украины невелик инстурментарий для влияния на Крым, но необходимо активно воспользоваться хотя бы имеющимся».
Как пример аналитик называет неэффективное решение вопроса о фиксации крымчанами фактов рождения детей и смерти родственников. Украина не признаёт документы, выданные т.н. властями Крыма, поэтому желающему зарегистрировать ребенка в РАГСе Херсонщины не достаточно привезти свидетельство о рождении чада - он должен будет пройти судебную процедуру. Эксперты бьют в набат, призывая заменить обременительную судебную процедуру на административную, иначе крымчане будут всё меньше регистрировать на материке факты рождения/смерти. По оценкам правозащитников, сейчас жители полуострвоа регистрируют на материке не более 20% таких фактов. За несколько лет Украина может потерять понимание о демографической картине на полуострове, и к моменту деоккупации мы придём с искаженным представлением о том, сколько наших граждан в Крыму и какие они. «Тем более, что демогарфию сознательно изменяет РФ: по некоторым данным, за последние годы на полуостров приехали на ПМЖ около 200 тысяч граждан России», - говорит Юлия Тищенко.
Целенаправленно и неутомимо РФ внедряет в массовое сознание крымчан «русский мир», и одна их важных целевых аудиторий – дети и молодёжь. Уже к 1 сентября 2014 г. были изменены учебные программы гуманитарных дисциплин и напечатаны новые школьные учебники по истории, обществознанию. «Ключевые события ХХ века, в частности, вторая мировая, распад СССР трактуются в ключе великодержавной идеологии. События весны-2014 поданы как «народное движение за возвращение Крыма в состав РФ». Стоит ли говорить, что страницы новейшей истории, касающиеся Украины, интерпертируют реальные факты в совершенно искаженном свете, - анализирует киевский аспирант-историк Тарас Самчук, изучающий этот вопрос.
«Аннексия» истории – только один из множества аспектов идеологической стратегии России, которая в условиях информационной блокады год за годом взращивает в крымском питомнике поколение антиукраински настроенной молодежи.
Мы верим, что Крым вернётся в состав Украины, но когда, а главное – каким? Бездействием или имитацией действий в политике относительно крымчан Украина все больше отдаляет их от себя.

 

Елена Зварыч, УНЦПД ("Фокус", 15.03.2019)

Назад до переліку матеріалів